Вы здесь

Торгово-промышленные палаты и государственно-частное партнерство

03.04.2015

Генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса – член Общественной палаты РФ – Общественный омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства В.П. Ермаков выступил на заседании Президиума Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Одним из вопросов в повестке дня было участие системы торгово-промышленных палат в совершенствовании механизмов государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) возникло как новый механизм установления экономических связей государства и бизнеса, позволяющих добиваться общественных целей за счет потенциала как государства, так и бизнеса. В России актуальность ГЧП обусловлена низким уровнем его развития в части привлечения частных инвестиций. Этот сектор, являясь преимущественно объектом прямого государственного управления и финансирования, испытывает значительные потребности в ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью решить эти задачи, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора.

В Российской Федерации внедрение механизмов ГЧП пока сосредоточено на ограниченном круге проектов. Предпочтение отдается таким формам, как контракты, концессии, совместное (долевое) участие в бизнесе. В настоящее время крайне важно перейти к стратегическому партнерству с частным сектором, сформировать такую систему отношений, которая бы обеспечивала рациональное сочетание свободной конкуренции с мерами государственного регулирования.

Торгово-промышленные палаты заинтересованы в развитии механизмов государственно-частного партнерства. Большинство из них уже принимают участие в продвижении ГЧП, остальные считают целесообразным свое участие в отдельных направлениях формирования этого механизма. В основном их действия связаны с работой над региональной нормативно-правовой базой. На втором месте – участие и консультирование участников конкурсов ГЧП. На третьем – планирование и инициация проектов. При этом, больше всего нареканий территориальных палат вызывает отсутствие необходимой компетенции государства и бизнеса в вопросах развития ГЧП. К сожалению, пока отсутствует единое понимание и практика ГЧП в территориальных палатах, что характерно не только для палат, но и для всего делового сообщества, региональной власти. Очевидна потребность в информационно-методологическом сопровождении развития механизмов ГЧП на региональном уровне. Кроме этого, нужно преодолеть барьеры, связанные с законодательством, институтами, стимулировать возникновение конкретных проектов.